Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда – либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось.
На них не действует тактика внушения чувства вины, почти не реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. Заведующий детским садом, школьный директор (самый большой начальник!) не внушают детям такого почтения, какое питало наше поколение. На современных детей не действуют даже телесные наказания.
На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них так же сложны, как для взрослых их трудности. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь.
Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях, это поможет им осознать, что им « все по плечу».
Дети приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что есть в нашем мире ошибочного и дурного.
Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются, как к взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения – но только если захотят начать с себя.
Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей – как можно больше общаться с ними, понять их поступки, выслушать детские проблемы и найти совместные решения в создавшейся ситуации.
Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения, с уважением относится к их правам, открыто показывать детям свою любовь, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе.
Современные дети могут «читать» взрослых, как открытую книгу. Если родители постоянно сталкиваются с сопротивлением со стороны детей, первым делом взрослым нужно задать себе вопрос: «А может дело не в ребенке, а в нас взрослых? Правильно ли я поступаю по отношению к ребенку».
Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер… Вот тогда начинаются трудности и проблемы. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результат превзойдет все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстро. Дети копируют нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ.
- Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!
Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому, что они гораздо старше. Вы должны заработать их уважение. Просто прислушивайтесь к ним. Развивайте в себе выдержку и не пытайтесь воздействовать на них авторитарными методами. Дайте детям говорить о своих желаниях. А затем объясните им, почему вы не можете удовлетворить тот или иной их запрос. Главное, что от вас требуется, - это слушать своих детей. Дети достаточно открыты и сами расскажут о себе.
Если вы не честны с детьми, они поведут себя так же по отношению к вам и уважать вас не будут. Это серьезная проблема в отношениях с детьми, они отвечают ударом на удар до тех пор, пока вы либо не «проснетесь» и не осознаете проблему, либо не откажетесь от своих уловок, либо не сдадитесь. Самый худший из трех вариантов – сдаться. Дети не уважают тех, кто не работает над собой, а сдаться – означает, что вы не выполнили свою работу.
Общение с ребенком – это тяжелый труд и привилегия. Даже не пытайтесь с ним лукавить – они заметят любую хитрость. Понаблюдайте за общением детей – у них многому можно поучиться!
- ВСЕГДА ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЯМ СВОБОДУ ВЫБОРА, ЧЕГО БЫ ЭТО НИ КАСАЛОСЬ!
Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение.
Но вначале вы должны «проигрывать» с ними ситуацию, например: «Когда я был в таком возрасте, как ты сейчас, я сделал то – то, произошло то – то. А как ты собираешься действовать в таком случае?» И то, что они будут делать, приблизительно совпадет с тем, что предложили бы вы. Вы можете сесть рядом и сказать: «Знаешь, у меня сегодня был трудный день, и мне очень нужна твоя помощь, потому что я измотана до предела. Так что если ты толкнешь меня, я закричу. Ты ведь не любишь, когда я повышаю голос, да я и сама терпеть не могу кричать. Так вот предлагаю тебе: ты мне поможешь, а когда мы все закончим, пойдем и съедим по мороженому». Кстати, никогда не забывайте своих обещаний!
- ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ИХ ДИСЦИПЛИНЫ.
Вместо запрета лучше скажите: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты полагаешь, что случится, если ты поступишь так?» Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?» И он расскажет вам о своих действиях.
Вы должны вести себя именно так, в противном случае он отстранится от общения.
- ВСЕГДА ОБЪЯСНЯЙТЕ ДЕТЯМ, ПОЧЕМУ ВЫ ДАЕТЕ ИМ КАКИЕ – ТО ИНСТРУКЦИИ.
И при этом сами слушайте свои объяснения, не звучат ли они - вроде «потому, что я так сказал»? Если вы приказываете в диктаторском, авторитарном духе без всяких оснований, то дети отстранятся от вас. Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня очень устал». Сначала они подумают о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять, если вы говорите «нет», а потом уступаете, дети очень быстро это усваивают и будут докучать вам до тех пор, пока не добьются своего. Вы не должны давать им абсолютно все, чего бы они не захотели, но это значит четко определить для себя, что вы подразумеваете, когда говорите «да» или «нет» в ответ на их просьбу.
- СДЕЛАЙТЕ ДЕТЕЙ СВОИМИ ПАРТНЕРАМИ В ИХ СОБСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.
Больше разговаривайте с детьми и не пытайтесь отговариваться: «Я занят». Если вы скажете: «Я занят и не приставай сейчас ко мне»,- ребенок поймет, что вам просто нечего ему сказать.
Если вы думаете о чем- то другом, честно скажите: « Мне надо отключиться на некоторое время». Ребенок найдет себе занятие.
Симулировать уважение в отношениях с ребенком – нельзя. Это идет изнутри. Вы должны быть искренни и являться примером для детей. Дети заимствуют модели поведения взрослых, а не слова.
Дарите им свое время, свое внимание, дарите им себя – это и есть любовь. Дети помнят важные моменты, когда вы были вместе, но они не запоминают, как часто они случались. Поэтому отдавайтесь детям всецело всякий раз, когда сможете.
- ФОРМИРУЙТЕ УДЕТЕЙ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАЯ ИХ НАЧИНАНИЯ.
Избегайте порицания и криков, всегда давайте понять, что вы поддерживаете их начинания. Дети станут более восприимчивы к вашим словам – и удивят вас.
Слова и поступки взрослых, должны быть ласковыми и основанными на чувстве любви. Взрослые нередко разговаривают с детьми так, как будто не рады им. В этом случае дети воспринимают подобные обращения так: « Я плохой, и меня здесь не ждали». И наоборот, поток радостных, приветливых слов, воспринимается ребенком, как: «Я хороший, вокруг меня прекрасный мир, наполненный любовью». Такой взгляд поддерживает в ребенке веру в себя, стимулирует развитие творческих способностей.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
1.Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2.Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми его достоинствами и недостатками.
3.Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
4.Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
5.Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
6.Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
7.Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
8.Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
9.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
10.Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
11.Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
Кононова О.А. воспитатель первой квалификационной категории
Максимова Л.Н. воспитатель первой квалификационной категории