banner

Версия сайта для людей

Профилактика нарушений в поведении дошкольников.

gfd

Проблема межличностных отношений дошкольников очень актуальна. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны, умеют договариваться, проявлять сочувствие и сопереживание, а также терпимость в общении со сверстниками. Но ведь есть и такие ребята, с которыми часто бывает трудно ладить и взрослым, и детям: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, т.е. дети с нарушенным поведением.

Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:

1.Развитие у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.

2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами

3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений (чтение литературных произведений, сказок, беседы о прочитанных литературных произведениях).

Как же быть, ведь дети настолько все разные и у каждого свои причины проявления неконструктивного общения. Есть некоторые основные направления, по которым родитель может определить, как и что делать.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок, например: ломает игрушки, постройки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется, говорит обидные слова, сжимает губы, краснеет или бледнеет, часто говорит «не хочу», «не буду», «нет», сам провоцирует конфликт, отвечает агрессивно на конфликтные действия других, отворачивается спиной, нарушает общественные правила и др. Значит в личности вашего ребенка формируются агрессивные черты характера и для того чтобы устранить нежелательные проявления поведения можно рекомендовать следующее:

Обучение детей приемлемым способам выражения гнева

  • Покажите ребенку, как можно выплеснуть гнев в приемлемой форме, используйте для этого резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки (которую можно «побить»), рвать и комкать бумагу, мишень с дротиком, спортивный инвентарь (пинать ногами мяч или мат), бегать вокруг дома и др., все это можно использовать в моменты проявления агрессивных реакций, для того чтобы перенаправить гнев в мирное русло.
  • Выражать свой гнев с помощью творчества. Вы можете предложить ребенку нарисовать свою злость, можно просто взять краски и замалевать лист бумаги, делать это можно столько раз, пока не почувствуете, что полегчало, вылепить из пластилина символическую фигуру обидчика или своей злости, и смять ее.
  • Талисман. Поговорите с ребенком о том, зачем люди носят талисманы, нужен ли ему талисман и какой талисман он хотел бы иметь. Возьмите разноцветные бусинки, камушки, пуговки, перышки, кусочки кожи, кружев, все, что окажется под рукой. Сделайте вместе с ребенком талисман ему и себе.

Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания

  • Например, можно совместно с ребенком изготовить дорожный знак «Стоп» и положить его в карман, провести с ребенком беседу и поговорить о том, что как только его начнут одолевать «незваные» мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». В конце дня можно обсудить с ребенком пригодился ли ему этот знак? В какой ситуации, сколько раз и помогло ли ему? Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

  • Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Вопросы, которые могут обсуждаться: Как ты думаешь, правильно или нет (плохо или хорошо) поступил тот или иной герой…? А как нужно сделать? Добрый он или злой? Каким лучше быть? Как бы ты поступил в этой ситуации? и т.д. Развитие ребенка в этих направлениях помогает ребенку осознавать и понимать смысл таких понятий «добро и зло», «плохо и хорошо», «правильно или нет», развивает терпимость, сочувствие к сверстникам учит конструктивно решать разные жизненные ситуации, формирует навыки умения общения со сверстниками и выражать эмоции в приемлемой, нормальной для общества форме.

Многочисленные детские конфликты происходят как раз из-за того, что каждый хочет взять себе привлекательную игрушку или занять желаемое положение. Задача взрослого состоит в том, чтобы открыть ребенку переживания другого человека.

Как мама помирила Сашу и Ваню

Саша и Ваня дерутся из-за машинки. Наконец Саша отнимает машинку и, не обращая внимания на рыдания товарища, возит ее по комнате.

- Какая отличная машинка! – говорит мама. – Тебе она очень нравиться, правда? Тебе так приятно возить её по комнате, играть, будто ты шофёр!

Мальчик соглашается, а мама продолжает нахваливать машинку и описывать, как Саше радостно с ней играть.

- А ты знаеш, что Ване тоже очень нравиться эта машинка, - говорит мама, - он смотрит на тебя и мечтает играть с нею так же, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с нею, а он еще нет. А знаеш, как он обрадуется, если ты дашь ему машинку? Ему будет так хорошо! Он просто запрыгает от радости. А сейчас видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту замечательную машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он – тоже. Давай сделаем его счастливым! Посмотрим, как он удивиться и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку туда-сюда, а потом дашь ее Ване.

Саша, внимательно выслушав маму соглашается. Он возит машинку всего один раз! потом подходит к Ване и смущенно отдает ему машинку. Ваня счастливо улыбается и говорит «Спасибо!».

Конечно, благополучный исход описанного эпизода совсем не означает, что Саша теперь всегда будет делиться игрушками и никогда не будет обижать других. Будет еще всякое. Но все же первый опыт того, как приятно отдавать, он получил. Дальше все зависит от того, как поведут себя взрослые, будут ли они постоянно учить его делать добро другим!

Обучение добру происходит не только на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. И здесь недостаточно подавать ребенку положительный пример, т.е. относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам (хотя это, безусловно, необходимо). Чтобы положительный пример не прошел мимо сознания ребенка, важно его собственное участие в добрых делах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого моральное удовлетворение.

 

© 2020 ЧДОУ №195, т. +7 (391) 244‒55‒46

Авторизация