banner

Версия сайта для людей

Советует музыкальный руководитель

Иноземцева Елена Юрьевна

Нужно ли детям слушать классическую музыку?

 

Этот вопрос имеет два полярных ответа:

- одни родители считают, что нужно,

- другие - категорически против.

Так как же быть?

 

 

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой» В. Сухомлинский.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

А как вы часто слушаете музыку?

В какие моменты, вы любите музыку слушать?

Нужно ли приучать ребёнка слушать классическую музыку?

В решении этой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества».

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное — это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Как это замечательно — знакомить детей с музыкой! Мы начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаем их в школу. На пути, продолжительностью в шесть лет, дети систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.

Давайте и мы прикоснёмся к классической музыке и послушаем разные отрывки.

Пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня».

Пьеса А. Вивальди «Зима».

- какие чувства вызвали у вас эти произведения?

Как вы думаете,

- может ли ребёнок дошкольного возраста понять содержание пьесы, высказать свои представления?

Кто создаёт эти музыкальные шедевры?

- а нужно ли давать информацию о композиторе?

Через классическую музыку мы даём детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формируем доброжелательное отношение к животным; уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Таким образом, мы с вами:

•     Развиваем интерес и любовь к музыке;

•     повышаем музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;

•     побуждаем детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

В своей работе я использую вокальную и инструментальную музыку, и стараюсь исполнять ее, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку,

дошло до его сердца, было бы осмыслено. Классическая музыка - Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Шопена, Глинки и других зарубежных, русских и современных композиторов – классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость.

В детском саду я провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темами:

•     «Какие чувства передает музыка?»,

•     «О чем рассказывает музыка?»

•     «Как рассказывает музыка?»

Эту схему использую на протяжении 3-х занятий. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения и расширения определений, применяемых детьми.

Одним из любимых произведений детей подготовительной группы стала музыка А.И. Хачатуряна «Танец с саблями». Дети очень эмоционально, с действиями слушают симфонический оркестр. Как звучат ксилофон, труба, бубен, скрипки, литавры! И не надо много говорить об этой музыке — идет работа чувств, работа души! Дети старшей группы, прослушав пьесу «Первая потеря» Р. Шуман, почти единодушно решили, что грустная музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. Дети поделились чувствами и рассказали о характере музыкального произведения.

Надо объяснить ребенку, какие же музыкальные инструменты есть в оркестре и что тембровые особенности различных музыкальных инструментов придают звучанию образность. С их помощью люди, слышат красочное звучание в собственной оркестровке. И еще: так углубляются их представления о возможностях музыкальных инструментов, развивается творческое применение их в самостоятельной деятельности.

Предложите послушать Оркестр «Камаринская» П.И, Чайковского

Полезно варьировать приемы развития музыкального восприятия. Так, оркестровку можно сочетать с передачей характера музыки в движении. Дети, прослушав произведение, знакомятся с характером музыки, выделяют изобразительные моменты, средства выразительности в музыки.

Так же, идет знакомство детей с фрагментами из опер и балетов великих композиторов — П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса.

«Щелкунчик», «Лебединое озеро», « Гаяне», «Садко»…

Детей можно познакомить с пьесами из «Детского альбома» П.И. Чайковского и Р. Шумана, д. Шостаковича. В них много близких и понятных им картинок и образов.Сколько здесь звучит прекрасной, выразительной музыки!

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.

Нужно помнить, что музыка - мощное средство воздействия на человеческие эмоции. Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний вызывает у человека печаль или радость. Классика бесценна именно тем, что несёт слушателю идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом и торжества справедливости. Её авторы умели облечь свои идеи в художественные формы, пережившие века и ставшие бессмертными. Волшебные мелодии, рождённые сто, двести лет назад, и сегодня вызывают чувство радостной встречи у наших современников.

Вот почему необходимо знакомить дошкольников с классикой музыкой. Вот почему не следует обделять жизнь малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к лёгкой музыке. Нужно постоянно расширять круг их музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня.

Как правило, музыкальные занятия в детском саду - единственный место, где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома чаще всего детей окружает музыка радио и телевидения, то, что когда - то Д. Б. Кабалевский назвал метким выражением «музыкальный мусор», за счёт своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти. Ни для кого не секрет, что большинство детей на просьбу спеть свою любимую песню с удовольствием исполняют песенки из реклам или «шедевры», типа «Ветер с моря дул...» или «Крошка моя...» и им подобные. Поэтому бесценной станет ваша помощь в создании у детей своеобразного музыкального «поля», становящегося впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьёзной музыке.

           Как можно подойти к решению этой задачи.

Это под силу любому взрослом даже не имеющему специального музыкального образования. Нужно взять за правило себе и своим детям, постоянно совершенствовать в самом себе и развивать восторженное восприятие окружающего мира.

Например: вот мы выходим утром на работу - взглянем на то, что окружает нас, немножко по-новому. Оставим без внимания плохую погоду, бытовые мелочи, зато попробуем отметить то, что радует взгляд: иней на «обсахаренных» ветках деревьев; чистый снежок, покрывший землю новой скатертью; набухшие почки и талая вода заполняющая след; красавцы снегири, на заснеженных ветвях дерева; журчанье ручейка, бегущего вдоль тротуара по весне: шорох листвы под ногами во время листопада; бриллианты росинок на травинках; даже бегущие по небу хмурые тучки на что-то похожи. Так мы развиваем своё и наших детей визуально-эстетическое восприятие обыденности. Так постепенно ребёнок обучается видеть и слышать прекрасное, а затем в этом появляется потребность, утолить которую могут только классическая литература, классическая   живопись, классическая музыка.

Вот вам и ответ на поставленный вопрос.

© 2020 ЧДОУ №195, т. +7 (391) 244‒55‒46

Авторизация