gfd

Проблема межличностных отношений дошкольников очень актуальна. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны, умеют договариваться, проявлять сочувствие и сопереживание, а также терпимость в общении со сверстниками. Но ведь есть и такие ребята, с которыми часто бывает трудно ладить и взрослым, и детям: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, т.е. дети с нарушенным поведением.

Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:

1.Развитие у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.

2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами

3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений (чтение литературных произведений, сказок, беседы о прочитанных литературных произведениях).

Как же быть, ведь дети настолько все разные и у каждого свои причины проявления неконструктивного общения. Есть некоторые основные направления, по которым родитель может определить, как и что делать.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок, например: ломает игрушки, постройки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется, говорит обидные слова, сжимает губы, краснеет или бледнеет, часто говорит «не хочу», «не буду», «нет», сам провоцирует конфликт, отвечает агрессивно на конфликтные действия других, отворачивается спиной, нарушает общественные правила и др. Значит в личности вашего ребенка формируются агрессивные черты характера и для того чтобы устранить нежелательные проявления поведения можно рекомендовать следующее:

Обучение детей приемлемым способам выражения гнева

Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

Многочисленные детские конфликты происходят как раз из-за того, что каждый хочет взять себе привлекательную игрушку или занять желаемое положение. Задача взрослого состоит в том, чтобы открыть ребенку переживания другого человека.

Как мама помирила Сашу и Ваню

Саша и Ваня дерутся из-за машинки. Наконец Саша отнимает машинку и, не обращая внимания на рыдания товарища, возит ее по комнате.

- Какая отличная машинка! – говорит мама. – Тебе она очень нравиться, правда? Тебе так приятно возить её по комнате, играть, будто ты шофёр!

Мальчик соглашается, а мама продолжает нахваливать машинку и описывать, как Саше радостно с ней играть.

- А ты знаеш, что Ване тоже очень нравиться эта машинка, - говорит мама, - он смотрит на тебя и мечтает играть с нею так же, как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с нею, а он еще нет. А знаеш, как он обрадуется, если ты дашь ему машинку? Ему будет так хорошо! Он просто запрыгает от радости. А сейчас видишь, как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял эту замечательную машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он – тоже. Давай сделаем его счастливым! Посмотрим, как он удивиться и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку туда-сюда, а потом дашь ее Ване.

Саша, внимательно выслушав маму соглашается. Он возит машинку всего один раз! потом подходит к Ване и смущенно отдает ему машинку. Ваня счастливо улыбается и говорит «Спасибо!».

Конечно, благополучный исход описанного эпизода совсем не означает, что Саша теперь всегда будет делиться игрушками и никогда не будет обижать других. Будет еще всякое. Но все же первый опыт того, как приятно отдавать, он получил. Дальше все зависит от того, как поведут себя взрослые, будут ли они постоянно учить его делать добро другим!

Обучение добру происходит не только на словах, а в реальной жизни ребенка, в его повседневном опыте. И здесь недостаточно подавать ребенку положительный пример, т.е. относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам (хотя это, безусловно, необходимо). Чтобы положительный пример не прошел мимо сознания ребенка, важно его собственное участие в добрых делах. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не только совершал хорошие поступки, но и получал от этого моральное удовлетворение.