banner

Версия сайта для людей

Секреты природы – это так интересно!

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. И сразу же возникает вопрос: «А как этому научить ребенка?»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, познание окружающего мира, постоянное стремление самостоятельно искать и находить что-то новое, экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому исследовательская деятельность представляет большой интерес у детей. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, рассуждать, а самое главное добиваться поставленной цели.

           Возможности умственного развития ребёнка напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

           В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «сладко-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы.

           Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

           Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Но сначала, уважаемые родители, давайте по порядку:

           Учите ребёнка наблюдать. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества.

Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. , поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Например: «С приходом весны снег тает и превращается в воду, на деревьях и кустарниках набухают почки, так как солнце не только светит, но и пригревает и т. д.»

Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у ребенка возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

           Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.

Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту.

Уважаемые родители, как можно больше общайтесь со своим ребенком, вместе удивляйтесь, радуйтесь, делая маленькие открытия, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Наблюдая за изменениями природного объекта, дети начинают сами задавать вопросы, которые служат толчком к обследованию объекта и установлению причины. Например:

Помогая на огороде, ребенок замечает, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с ребенком, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Ребенок делает умозаключение: какие условия необходимы для роста растений.

Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Так, рассматривая одуванчик, ребенок отмечает, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Исследуя объекты неживой природы, узнавайте об их свойствах: снег, камни, воздух, вода, магнит, почва и пр. Находите их сходство и различие. Например, предложите слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Ребенок рассуждает, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживается, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Сравните песок с водой.

           Попробуйте выяснить, нужна ли пища растениям, и кто ее готовит? Отыщите недалеко от дома склон оврага или место, где начинается стройка, рассмотрите склон и увидите много интересного – настоящую подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок, щепотка семян превращается в ведро огурцов и т.д. Но вот почему в одних местах вырастает сочная трава, а в других - только редкие сероватые травинки. Наберите землю в мешочки и рассмотрите, сделав выводы. Будьте, пожалуйста, внимательней к ответам ребенка, Не спешите с критикой. Чаще предлагайте маленькому исследователю доказать, что он прав.

Наша с вами задача - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

                                                                                                                           

                                                                                                  Сухомлинский В.А.

© 2020 ЧДОУ №195, т. +7 (391) 244‒55‒46

Авторизация